Детский сад №30 с.Побегайловка
Рабочая программа на 2016-2017 учебный годМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №30 «Солнышко» с.Побегайловка
ПРИНЯТА: УТВЕРЖДЕНА: На педагогическом совете ДОУ приказом по МБДОУ Протокол № 1 от ___.___. 2016г. детскому саду №30 «Солнышко» пр. № ___ от ___.___. 2016 г. заведующая __________ Е.В.Савинцева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ на 2016-2017 учебный год
воспитатель: Ремизова Елена Валерьевна
Рабочая программа Оглавление I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка…………………………………………………………. 2 1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы …………………………… 3 1.2. Принципы и подходы к формированию программы ……………………… 4 1.3. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей развития детей в средней группе……………………………………………………………………… 5 2. Планируемые результаты освоения рабочей программы……………………..12 II. Содержательный раздел 2.1. Содержание, формы, способы, методы и средства образовательной деятельности по освоению детьми образовательных областей………………………………….15 2.1.1 Физическое развитие…………………………………………………………..15 2.1.2.Социально-коммуникативное развитие…………………………………….19 2.1.3. Познавательное развитие……………………………………………………..32 2.1 4. Речевое развитие………………………………………………………………40 2.1.5. Художественно-эстетическое развитие……………………………………....46 2.2. Часть рабочей программы, формируемая участниками образовательных отношений…………………………………………………………………………….60 2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик………………………………………………………………………………..62 2.4.Способы и направления поддержки детской инициативы……………………63 2.5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников и социальными партнерами……………………………………………………………………………63 2.6. Содержание индивидуальной коррекционной деятельности………………..64 III. Организационный раздел 3.1. Особенности ежедневной организации жизни и деятельности детей………..69 3.1.1 .Организация режима пребывания детей в группе………………………….74 3.1.2. Особенности организации режимных моментов. 3.2. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий………….74 3.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.3.3 3.3.1. Материально - техническое обеспечение рабочей программы……………86 3.4 Методические материалы и средствами обучения…………………………….86 IV. Мониторинговый раздел 4.1. Педагогическая оценка индивидуального развития детей…………………...88
1. Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии с образовательной программой детского сада и отражает особенности содержания и организации образовательного процесса в средней группе, дошкольного возраста. Основанием для разработки данной программы явились нормативные документы: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273–ФЗ Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. № 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013 года); СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 (зарегистрировано министерство юстиции РФ 29.05.2013 г., регистрационный № 28564) Программа разработана с учетом: -примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы, адаптирована к требованиям ФГОС ДО, на период до утверждения основных примерных программ и внесения их в национальный реестр.
Парциальные программы используемые в средней группе
1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с 4 до 5 лет в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей по основным направлениям развития: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому. Программа направлена: -на создание условий развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности -на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей; -на решение задач федерального государственного стандарта дошкольного образования: 1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2) обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка; 3) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; 4) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 5) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности; 6) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; 7) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. -на решение образовательных задач: 1. Укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни, развитие двигательной и гигиенической культуры детей. 2. Развитие эстетических чувств детей, творческих способностей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение воспитанников к искусству и художественной литературе. 3. Развитие гуманистической направленности отношения детей к миру, воспитания культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям. 4. Развитие познавательной активности, познавательных интересов , интеллектуальных способностей детей, самостоятельности и инициативы, стремления к активной деятельности и творчеству. 1.2. Принципы и подходы к формированию программы.
Программа разработана в соответствии с возрастным, культурно-историческим, личностным, деятельностным подходами в воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста. Научные принципы построения программы: · принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; · принцип научной обоснованности и практической применимости; · принцип полноты, необходимости и достаточности, что позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»; · принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста; · принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; · принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса; · принцип учета специфики дошкольного образования, предусматривающего решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов; · принцип возрастной адекватности форм работы с детьми и приоритетности ведущего вида деятельности – игры; принцип культуросообразности и регионализма, обеспечивающий становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа, ближайшего социального окружения, на познании историко-географических, этнических особенностей социальной, правовой действительности · .уральского региона, с учетом национальных ценностей и традиций в образовании.
1.3. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей развития детей в средней группе
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия. Возрастные особенности психического развития детей (с 4 до 5 лет)
2. Планируемые результаты освоения рабочей программы. Социально-коммуникативное развитие: У ребенка сформировано общее представление о значении целостности живых организмов, в том числе человека. Воспитаны первичные навыки осторожного поведения в играх и поведения в природе. При небольшой помощи взрослого и самостоятельно воспроизводит ряд сюжетных логических эпизодов. Охотно отвечает на вопросы о любимых играх, называет себя в игровой роли, проявляет интерес к игровому взаимодействию, проявляет начатки творчества в создании игровой обстановки и развитии сюжета Внимателен к выполнению правил, активен в ролевом диалоге. Отражает в игре сюжеты литературных произведений, мультфильмов. Ребенок жизнерадостен и активен, охотно вступает в общение. Внимателен к оценке взрослых, стремиться к положительным формам поведения, общаясь со сверстниками, проявляет умение понять их замыслы. Замечает ярко выраженное эмоциональное состояние сверстника или близких, проявляет сочувствие, стремится к общению и сотрудничеству. Ребенок различает виды труда людей на основе существенных признаков, обосновывает свои суждения с помощью взрослого. Составляет описательный рассказ о трудовом процессе. Ребенок интересуется, кем работают его родители, близкие люди, чем заняты на работе. Охотно помогает старшим, с уважением относится к труду взрослых. Ребенок охотно включается в коллективные формы трудовой деятельности, обычно выполняет роль помощника.
Познавательное развитие: Ребенок узнает и называет несколько растений (преимущественно деревьев и комнатных растений, некоторых зверей, птиц, рыб, ярких насекомых, опираясь на отдельные признаки. Безошибочно определяет животных живыми, основываясь при этом как на существенных, так и на несущественных признаках. Проявляет интерес к особенностям их жизни, радость от общения, сочувствие попавшим в беду; обнаруживает стремление оказывать помощь. Ребенок эмоционально откликается на красоту природы. Ребенок называет, различает, обобщает предметы по выделенным свойствам (все большие, все не круглые). Выполняет действия по группировке предметов, воссозданию фигур. Обобщает группы предметов по количеству, размеру, считает до 5-8 (10). Может объяснить, почему стало больше или меньше. Пытается применять известные ему способы действий в иной обстановке. При конструировании готовых геометрических форм, тематического конструктора анализирует объект, умеет видоизменять его. Знаком с основными способами конструирования из бумаги.
Речевое развитие: Ребенок активен в разговорном общении, отвечает на вопросы. Грамматические ошибки в речи не часты, в звуковом отношении речь внятна, достаточно громка, эмоциональна. Помощь взрослого требуется ребенку при рассказе и составлении описательных рассказов. Ребенок владеет простым предложением, сложные предложения строит с помощью взрослого. Делает звуковой анализ коротких слов, при помощи взрослого анализирует более длинные слова. Различает гласные и согласные, твердые и мягкие звуки с небольшой помощью взрослого, активно участвует в составлении предложений «живой модели».
Художественно-эстетическое развитие: Ребенок проявляет интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства, испытывает от этого радость и удовольствие. Может с помощью вопросов взрослого общаться по поводу искусства, давая эмоционально-эстетическую оценку. Различает некоторые жанры и виды изобразительного искусства и средства выразительности. Владеет техническими и изобразительными навыками и умениями. Может создавать выразительный образ, проявляя самостоятельность и активность, элементы творчества в выборе средств выразительности (цвет, материалы, построение изображения). Ребенок понимает структуру музыкального произведения. И может с помощью взрослого установить связь между средствами выразительности и содержанием музыкального образа. Владеет элементарными вокально-хоровыми приемами в области сольмизации, чисто интонирует попевки в пределах знакомых интервалов. Движения выполняет ритмично, но по образцу. Накопленный на занятиях музыкальный опыт переносит в самостоятельную деятельность, делает попытки творческих импровизаций на инструментах, в движении, пении. Физическое развитие: Ребенок владеет главными элементами техники большинства движений. Способен самостоятельно выполнить упражнения на основе предварительного показа, наблюдаются начатки переноса основных упражнений в самостоятельную деятельность. В играх активен, положительно относится ко всем предлагаемым и особенно новым упражнениям и играм. Осуществляет элементы контроля за действиями сверстников, замечает нарушение правил. Знает и выполняет последовательность действий в процессах умывания и одевания, правил поведения за столом и пользования столовыми приборами. Бережно относится к вещам, игрушкам, обращает внимание на неопрятность в одежде окружающих, осуждает неряшливость, пытается помочь сверстникам исправить ее.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (к 7 годам): У ребенка развиты физические качества и владеет основными движениями в соответствии с возрастными нормативами; владеет основами гигиенической культуры; имеет элементарные представления о культурно-гигиенических навыках, сохранении здоровья, здоровом образе жизни; координирует движения и мелкую моторику; имеет представление о правилах безопасного поведения. Ребенок проявляет любознательность; задаёт вопросы взрослым и сверстникам; проявляет познавательную активность, интерес к новым объектам ближайшего окружения, самостоятельно обследует их, стремится экспериментировать с ним. Ребенок проявляет сочувствие к близким людям, умеет сопереживать; эмоционально откликается на радостные и печальные события, происходящие в его жизни; радуется полученному результату, умеет гордиться собой. У ребенка развита устная речь в соответствии с возрастными нормами; может выражать свои мысли и желания; использует речь для общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми; ребенок способен соблюдать общепринятые нормы и правила поведения в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Ребенок старается подчиняться разным правилам и социальным нормам. Ребенок способен ставить простые цели и при поддержке и помощи взрослого реализовывать их в процессе различных видов деятельности. У ребенка формируются первичные представления о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы. Имеет элементарные представления из области живой природы. У ребенка формируются волевые усилия. У ребенка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. У ребенка развивается воображение, которое также реализуется в различных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок использует разные виды игр, умеет различать условную и реальную ситуацию. II. Содержательный раздел
2.1. Содержание, формы, способы, методы и средства образовательной деятельности по освоению детьми образовательных областей.
2.1.1 Физическое развитие. Физическая культура
Виды интеграции образовательной области «Физическое развитие»
Основные формы организации образовательного процесса НОД(двигательная деятельность) – 3 раза в неделю (в соответствии с расписанием), длительность 20 минут Утренняя гимнастика – ежедневно, длительность 5 минут (Приложение 1. «Комплексы утренней гимнастики») Ленивая гимнастика после сна в постели - ежедневно (Приложение 1.1. «Комплексы гимнастики») Физкультурный досуг – 1 раз в месяц, длительность 20 минут Музыкальное развлечение - 1 раз в месяц, длительность 20 минут
Модель двигательного режима
Основные формы организации образовательного процесса
Система закаливающих мероприятий Закаливание детей включает систему мероприятий: · элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохладной водой, широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе; · специальные меры закаливания: водные, воздушные, солнечные. Для закаливания детей основные природные факторы используются дифференцированно в зависимости от возраста детей, состояния их здоровья, с учетом наличия условий в дошкольном учреждении, со строгим соблюдением рекомендаций. Закаливающие мероприятия меняются по силе и длительности в зависимости от сезона года, температуры воздуха в групповых помещениях, эпидемиологической обстановки. Закаливание выполняется при соблюдении принципов: постепенность, последовательность, систематичность, комплексность, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, положительное отношение детей к закаливающим мероприятиям. При организации закаливания учитываются основные требования: · создание позитивного эмоционального настроя; · учет возрастных и индивидуальных особенностей состояния здоровья и развития, степени тренированности организма ребенка; · проведение закаливающих воздействий на фоне теплового комфорта ребенка; · использование в комплексе природных факторов и закаливающих процедур; обеспечение воздействия природных факторов на разные участки тела: различающихся и чередующихся как по силе, так и длительности; · соблюдение постепенности и увеличение силы воздействия различных факторов и непрерывности мероприятий закаливания (при этом вид и методика закаливания изменятся в зависимости от сезона и погоды).
Формы и методы оздоровления детей
2.1.2 СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Способствовать формированию личностного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения действий того ,кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника (разделил кубики поровну)
Ребенок в семье и сообществе. Образ Я. Формировать представление о росте и развитии ребенка, его прошлом, настоящем и будущем. Формировать первичные представления детей об их правах и обязанностях в группе, дома. Формировать первичные гендерные представления .
Углублять представления детей о семье, ее членах. Дать пер- воначальные представления о родственных отношениях (сын, мама, папа, дочь и т. д.). Интересоваться тем, какие обязанности по дому есть у ребенка (уби- рать игрушки, помогать накрывать на стол и т. п.).
Продолжать знакомить детей с детским садом и его со- трудниками. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в поме- щениях детского сада. Закреплять у детей навыки бережного отношения к вещам, учить использовать их по назначению, ставить на место. Знакомить с традициями детского сада. Закреплять п 4 февраля 2017 в 20:17
Прикреплённые файлы:Документ: Рабочая программа на 2016-2017 учебный год Описание файла:Файл называется: rabochaja-programa2016-2017_vrvfl.docx Это официальный файл организации «Детский сад №30 с.Побегайловка», в нём содержится Рабочая программа на 2016-2017 учебный год. Размер файла: 0,23 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.